/ Новости/ Башкортостан – край белых юрт свободный

Башкортостан – край белых юрт свободный

…«Башкортостан – край белых юрт свободный, Счастливый дом наш – не мечта, не сон. В огне и крови, в муках перерожденный, Сияешь ты, народом возведен!» Кадим Аралбай отрывок из поэмы «Белая юрта».
Кадим Абдулгалимович Аралбай — народный поэт Башкортостана. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Лауреат Государственной премии им. Салавата ЮлаеваКадим Абдулгалимович Аралбай родился 1 сентября 1941 года в деревне Танатар Хайбуллинского района БАССР. После окончания средней школы работал шофером в колхозе. Отслужил в рядах Советской Армии. В 1968 году окончил Башгосуниверситет, пять лет работал учителем в школах Хайбуллинского, Бурзянского и Баймакского районов. Навсегда сохранил он в своем сердце любовь к родной хайбуллинской земле.
Первые его стихи увидели свет в середине 60-х годов прошлого века. Были изданы книги Кадима Аралбая «Огненные переправы», «Рана батыра». «Белая юрта», «Гонец», «Звезда любви» и другие. В каждом новом стихотворении или поэме поэт открыто обсуждает самые острые национальные, нравственно-этические проблемы. Характерные его черты — открытость и решительность.
Равиль Бикбаев в одной из своих статей отметил, что в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов в башкирскую поэзию пришли новые силы. «В своей поэме «Белая юрта» Кадим Аралбаев смело поднял острые проблемы, связанные с судьбой нашего народа. Поэта взволновали тема верности основам, завещанным нам нашими предками, судьба родовых деревень, по чьей-то прихоти объявленных бесперспективными», — пишет он.
Поэмы «Гонец», «Рана батыра», «Надежда», Поэма печали» отлитчаются тематическим разнообразием, в них говорится об отношении человека к жизни, о гражданственности, верности памяти погибших за Родину, преемственности поколений. В поэме «Белая юрта» проблема бесперспективных деревень выражена в судьбе одного аула. Поэт с грустью говорит о негативных явлениях в сельской жизни, об исчезновении чувства благожелательности, общности между селянами, о принявшем массовый характер пьянстве, выступает принципиальным защитником духовных традиций, незыблемой связи человека и родной земли. Удачно найденные выразительные детали (заброшенное кладбище, сиротливо застывшие осокори, колодец, хранящий свежесть воды) усиливают внутренний динамизм поэмы, глубину размышлений.
В период борьбы за демократические реформы и суверенитет республики Кадим Аралбай создает поэмы «Вихри», «Мы люди», «Подаяние», «Письмена духов» и другие, где ясно отражается дух времени и желание перемен. Поэма «Письмена духов», куда вошли кубаиры, стихи, песни и баиты, свидетельствует о еще одной духовной высоте, которую преодолел поэт. В новом для Кадима Аралбая жанре рубаи поэт образно, с использованием традиционных художественных приемов восточной поэзии отображает нашу сегодняшнюю действительность.
За книгу стихов и поэм «Письмена духов» Кадим Аралбай в 1996 году был удостоен Государственной премии им. С. Юлаева. Он является заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, лауреатом литературных премий им. С. Чекмарева, Р. Гарипова, З. Биишевой. В октябре 2011 года ему присвоено высокое звание «Народный поэт Башкортостана». В 2014 году поэт стал лауреатом литературной премии имени Назара Наджми.
Кадим Аралбай продолжает активную работу в эпической поэзии. За последние годы им созданы поэмы «Узник Каратау», «Голос Таналыка», «Последняя свадьба», «Солнечный буран», «Сказитель» и другие.
К юбилею Кадима Аралбая в издательстве «Китап» на башкирском языке вышла в свет книга «Йыр йылыһы» («Песня — жар души»). В нее вошли стихи, рубаи и поэмы, написанные автором в последние годы. Это лирические произведения, философские размышления о жизни.

Поделиться:

Полезные ссылки