/ Новости/ Бөйөк мәғрифәтсе

Бөйөк мәғрифәтсе

Cегодня исполняется 148 лет со дня рождения Зыяитдина Камалетдинова (настоящее имя Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов)  выдающегося просветителя, видного общественного деятеля, богослова, реформатора ислама, писателя. Во всей дореволюционной России его знали как основателя и руководителя самого прогрессивного в то время мусульманского учебного заведения  медресе «Галия». Современники называли его коротко – Зия Камали.

Зия Камали (Парваз ад-дин бин Джамал ад-дин бин Камал ад-дин) родился 9 декабря 1873 (22 декабря по новому стилю) года в деревне Кляш Кара-Якуповской волости Уфимской губернии в многодетной семье бедного крестьянина. Отец Зия Камали — Ямалетдин, бывший долгие годы батраком, понимал, что у его смышленого сына будет будущее, если дать ему образование. Начальное образование Зия Камали получил в школе (мектебе) родной деревни. На свои скудные средства Ямалетдин отправил мальчика учиться в Уфу, в медресе “Усмания”. Однако отцовской помощи не хватало, и Зия Камали подрабатывал — зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых. В медресе его способности открылись еще полнее: Камали удивлял своей памятью, помнил все суры Корана, довольно сносно владел арабским языком и знаниями по исламской философии. После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке. Однако Парвазетдина Камалетдинова влекли уже новые дали образования.

В самом начале XX века в мусульманском мире Средней Азии, Кавказа, Поволжья престижным считалось получить образование в Каире. Зия Камали упорно копил деньги на учебу. В 1898 году способного преподавателя Парваз ад-дина по предложению мударриса Хайруллаха бин Усмана Уфимское мусульманское благотворительное общество направило на учебу в Стамбул. Оттуда он вскоре перевелся в Каир на философский факультет университета Аль-Азхар. Египет в то время был, как известно, колонией Британской империи. Радикальная часть мусульманского духовенства склонялась к национально-освободительному движению. Среди египетской молодежи, особенно в студенческой среде, преобладали антиколониальные идеи. Прогрессивная общественность страны считала одним из проявлений антиколониального движения просвещение масс, распространение грамотности. В такой среде провел несколько студенческих лет Зия Камали. Одним из тех, кто оказал заметное влияние на Зию Камали, по его воспоминаниям, был Мухаммад Абду — видный религиозный деятель и просветитель, один из лидеров национально-освободительного движения. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зияэтдин — Дийа ад-дин – “свет религии”), став убежденным сторонником просветительства, обновления ислама, европеизации быта мусульманских народов.

В Россию Зия Камали вернулся в 1904 году, когда в стране уже назревала революция, давшая новый импульс его взглядам. Грамотность и просветительство он считал основным путем освобождения от нищеты, гнета царизма, национального неравенства. Приехав в Уфу, Зия Камали стал преподавать в медресе “Усмания”, принимал активное участие в общественной жизни. Реформаторские идеи он пропагандировал и на страницах периодической печати, в частности, в газете “ал-Алам ал-Ислами” (“Мусульманский мир”), которая издавалась в Уфе с 1906 года (был членом редколлегии и фактическим редактором некоторых ее номеров).

В октябре 1906 года Зия Камали основал в Уфе новое медресе “Галия”, которое с помощью меценатов и передовой интеллигенции превратил в первое высшее мусульманское учебное заведение в России. В 1909 году он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети Уфы и стал официальным руководителем медресе. Зия Камали выступил организатором ежегодных образовательных курсов для окрестных мулл и учительниц начальных школ. В 1915 году под его руководством в Уфе открылось первое в нашем крае женское учебное заведение с педагогическим уклоном.

В 1909 году Зия Камали опубликовал заключительный, четвертый том своего главного труда “Философия ислама”, который вызвал большой резонанс не только в России, но и за рубежом. Затем были опубликованы два других его сочинения — “Справедливость Аллаха” (1911) и “Религиозное устроение” (1913). В них он на понятном для широкой аудитории татарском языке излагал свои идеи модернизации ислама, его использования в современной науке и культуре. Конечно, эти книги были выдержаны в духе мусульманских религиозных традиций, однако в них настойчиво и отчетливо проводились идеи обновления ислама, терпимости к другим религиям, плодотворности сотрудничества разных народов и культур. Зия Камали одним из первых осуществил перевод Корана на татарский язык, но из-за противодействия консервативного духовенства этот двухтомный труд так и не вышел в свет. Некоторые труды мыслителя — “Истинный путь Корана”, “Наши школы мектеб и медресе”, третий том “Философии Ислама”, касающийся мусульманской юриспруденции, и другие остались неопубликованными и были утеряны.

Благодаря своей научной и просветительской деятельности Зия Камали стал одним из популярных лидеров джадидистского движения (культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии, выступавшее за введение в мусульманских школах ряда светских предметов, развитие национальной культуры, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальных языках). Он подвергался острой критике, а иногда и травле со стороны ортодоксального духовенства. Были даже попытки покушения на его жизнь. В 1908 году в Министерство внутренних дел поступил донос, подписанный 12 муллами, которые сообщали о том, что подготовка революционно настроенных учителей осуществляется, в частности, в медресе “Галия” под руководством Зия Камали. В медресе и в квартире Зии Камали не раз проводились обыски, арестовывались учащиеся и учителя, в том числе, в 1909 году, и сам Зия Камали. В 1914 году 29 мулл Калмыкской волости Бирского уезда Уфимской губернии направили жалобу в Духовное собрание мусульман, обвиняя Камали в разрушении ортодоксального ислама и веры вообще, в нравственном разложении народа. Муллы требовали конфискации философских книг Зии Камали. В клерикальном журнале “Дин ва магишат”, издававшемся в Оренбурге с 1906-го по 1916 год, было напечатано 65 статей, полных злобных выпадов против медресе “Галия” и его руководителя.

Во время революций Зия Камали активно участвовал в политической жизни: был членом различных комитетов и союзов российских мусульман (в частности, Союза мусульманского духовенства, образованного в марте 1917 года в Уфе), участвовал в Первом Всероссийском съезде мусульман, прошедшем в мае 1917 года в Москве, съезде мусульманского духовенства России в Казани и других. Он выступал убежденным сторонником национального возрождения мусульман, демократизации общественной жизни страны, в том числе религиозной.

При Советской власти Зия Камали отстранился от общественно-политической деятельности. В 1923 году его избрали членом Центрального духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. На этой должности он многое сделал для сохранения духовных традиций и религиозной практики мусульман. В 20-30-е годы прошлого века Зия Камали опубликовал в периодической печати ряд статей радикально-модернистского характера . Так он пытался спасти ислам в условиях тоталитарного режима. Однако даже попытки “социализировать” исламское учение не спасли Зию Камали от новой волны репрессий. В 1936 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осужден на семь лет тюремного заключения. Скончался Зия Камали в самарской тюрьме. В 1956 году реабилитирован посмертно.

Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов – Зия Камали – выдающийся просветитель, видный общественный деятель, богослов, реформатор ислама, основатель и руководитель самого прогрессивного в свое время мусульманского учебного заведения – медресе «Галия».Зия Камали был первым лучом, зовущим кляшевцев к просвещению.

Поделиться:

Полезные ссылки