/ Новости/ Андрей Николаевич Туполев. Великий авиаконструктор России

Андрей Николаевич Туполев. Великий авиаконструктор России

Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2022 году 100-летия основания конструкторского бюро ПАО “Туполев”. 

“В связи с исполняющимся в 2022 году 100-летием основания конструкторского бюро публичного акционерного общества “Туполев” постановляю провести в 2022 году мероприятия, посвященные празднованию 100-летия основания конструкторского бюро публичного акционерного общества “Туполев”, – говорится в указе.   Бюро названо в часть гения советского авиастроения Андрея Туполева. Под его руководством было сконструировано более 120 самолетов различных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были и бомбардировщики, и истребители, и штурмовики, и морские торпедоносцы, планеры и пассажирские лайнеры, которые перевозят пассажиров страны и сегодня. Каждый день он жил как последний, и каждый день создавал историю советской авиации, вопреки обстоятельствам, за что современники дали ему прозвище «Ледокол». О жизни инженера-авиаконструктора Андрея Туполева.

Андрей Николаевич родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Он был шестым ребенком в дворянской семье. Свое происхождение Туполев скрывал на протяжении многих лет. Чтобы дать детям достойное образование, семья перебралась из села в Тверь, где Туполев поступил в местную гимназию. Уже во время обучения он проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике. О своем учителе физики Андрей Николаевич писал: «Не ограничиваясь гимназическим курсом, он организовал астрономический кружок, водил нас на экскурсии на железную дорогу, текстильные фабрики, ставил замысловатые и увлекательные опыты по механике, оптике и электричеству». На уроках труда гимназист Андрей Туполев открыл в себе талант конструктора: начал мастерить деревянные игрушки и модели кораблей. В 13 лет он продает все свои поделки и отправился в путешествие через Нижний Новгород, Астрахань, Тифлис, Ростов и Москву.

В 1908 году после окончания гимназии Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где увлекается аэродинамикой. Спустя год в институте открылся воздухоплавательный кружок, возглавляемый инженером Николаем Жуковским. Неудивительно, что Туполев стал там самым частым посетителем. В 1910 году участники кружка создали «весовой планёр», испытателем которым стал Туполев. На своем первом воздухоплавательном аппарате будущий инженер благополучно перелетел через реку Яузу. Посмотреть на испытания собралось много людей, в  том числе и полиция. Однако «шоу» продлилось недолго: после полета третьего пилота планет задел землю крылом и сломался. Следующим летательным аппаратом, собранным студентами, и первым самостоятельно собранным самолетом в жизни Андрея Николаевича, стал самолет «Блерио-II», собранный по чертежам самого Луи Блерио, буквально только что перелетевшего через пролив Ла-Манш. Уже тогда Жуковский пророчил Туполеву большое будущее в авиастроении.

Несмотря на то, что в студенческие годы Туполев полностью отдавался учебе, в 1911 году, на третьем курсе института, его арестовали за якобы участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы.

После окончания института в 1918 году Туполев с группой студентов под руководством Жуковского разработали положение о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Предложение было одобрено новым правительством: «Такое великое событие как зарождение ЦАГИ мы отметили простоквашей с мёдом в ближайшем кафе, потому что там ничего другого и не было», – вспоминает Андрей Николаевич.

В ЦАГИ Туполев занимал должности заместителя председателя комиссии института, а также возглавил авиационный отдел. Вскоре после этого у Андрея Николаевича обнаружили туберкулез, и он лег на лечение в санаторий «Высокие горы», находящийся в центре Москвы. По воспоминаниям ближайшего соратника Туполева Георгия Озерова, несмотря на болезнь, «годы не испортили, а скорее наоборот, изменили к лучшему его внешний облик, придав ему выражение спокойной силы и ума и те неуловимые черты, которыми природа отмечает действительно крупных людей». После болезни Туполев стал жить под девизом: «Каждый день может стать последним, поэтому сегодня нужно сделать максимум возможного!»

Первый полет ТУ-144. На фото А.Н Туполев третий справа. 

Несмотря на ходатайства со стороны директора училища и Николая Жуковского Андрея Николаевича выслали в административном порядке из Москвы в Пустомазово под негласный надзор полиции. Через три года после снятия ареста Туполеву удалось восстановиться в университете благодаря содействию Жуковского. С 1916 по 1918 года Андрей Николаевич учасвовал в работе первого в России авиационного расчетного бюро, конструирует первые аэродинамические трубы на базе училища под руководством Жуковского. В 1918 году он с отличием окончил МВТУ по специальности «инженер-механик”.

После окончания института в 1918 году Туполев с группой студентов под руководством Жуковского разработали положение о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Предложение было одобрено новым правительством: «Такое великое событие как зарождение ЦАГИ мы отметили простоквашей с мёдом в ближайшем кафе, потому что там ничего другого и не было», – вспоминает Андрей Николаевич.

В ЦАГИ Туполев занимал должности заместителя председателя комиссии института, а также возглавил авиационный отдел. Вскоре после этого у Андрея Николаевича обнаружили туберкулез, и он лег на лечение в санаторий «Высокие горы», находящийся в центре Москвы. По воспоминаниям ближайшего соратника Туполева Георгия Озерова, несмотря на болезнь, «годы не испортили, а скорее наоборот, изменили к лучшему его внешний облик, придав ему выражение спокойной силы и ума и те неуловимые черты, которыми природа отмечает действительно крупных людей». После болезни Туполев стал жить под девизом: «Каждый день может стать последним, поэтому сегодня нужно сделать максимум возможного!»

После смерти Николая Жуковского Туполев возглавил ЦАГИ и поставил себе цель создать в стране авиационную промышленность. Именно он настаивал на том, что дерево как материал для самолета не годится. Он видел будущее авиации, особенно тяжелой, за металлом. В 1921 году он создал свою первую машину: легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, испытания которого прошли успешно, доказав комиссии, что самолеты из металла строить можно и нужно. В 1924-м, используя опыт строительства аэросаней, команда Туполева создала первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 из легкого металла – кольчугоалюминия. Туполев лично руководил плавками на Кольчугинском заводе, пока производственники не освоили новый материал.

Затем команда из 13 конструкторов, возглавляемая Туполевым, выпустила первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчикМихаил Громов с бортмехаником Евгением Радзевичем в течение трех дней облетели столицы европейских стран. Это был один из первых успешных проектов советской авиации!

Наконец, первой «звездой» Туполева, не имеющей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 году.  Именно этот самолет преодолел СССР с запада на восток, пересек Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

Знаменательным для советской авиапромышленности выдался и 1934 год, когда в небо поднялся самый большой в мире самолет с уникальным оборудованием для агитационно-массовой работы «Максим Горький»: при восьми членах экипажа он брал на борт 72 человека. Более того, это был первый советский самолет с автопилотом.

С 1925 по 1937 года на базе ЦАГИ под руководством Туполева были созданы самолеты различных назначений: от бомбардировщиков и истребителей до пассажирских лайнеров. За эти годы о советской авиации узнал весь мир: команда авиаконструкторов выезжала в страны Европы и Америку. Туполев организовал перестройку старых авиационных заводов в стране и возведение новых, в том числе Казанского авиационного завода. Ему все-таки удалось поставить на конвейер авиационное производство СССР.

Однако в СССР вместо «спасибо» решили отправить Андрея Николаевича в места не столь отдаленные. «21 октября 1937 года Андрей Николаевич Туполев вышел из своего кабинета в сопровождении двух мужчин в штатском в сапогах и с пачками перевязанных бечевкой бумаг. Он грустно улыбнулся мне и исчез из обычной жизни ровно на три года и девять месяцев», – вспоминает секретарь авиаинженера Наталья Архангельская.

Действительно, Туполев проходил по 58-й статье УК СССР: подрывная и шпионская деятельность. Но насколько это была правда? Михаил Громов вспоминал впоследствии: «Аресты происходили, потому что авиаконструкторы писали друг на друга доносы, каждый восхвалял свой самолет и топил самолет конкурента». Почти год отсидев в Бутырской тюрьме, убеждая Сталина и Берию в  судебной ошибке, Туполев добился своего и его перевели в «шарашку» ЦКБ-29 НКВД, где он с другим учеными-авиатехниками проектировал перспективные самолеты.

 

КСТАТИ

Весь мир узнал имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Особенно его первый реактивный пассажирский лайнер Ту-114, созданный на базе Ту-16. Двухпалубный аэробус совершал рейсы из Москвы в Хабаровск, Токио, Нью-Йорк и Гавану, установил 32 мировых рекорда. Далее были Ту-124, Ту-134, Ту-154. Последним проектом Андрея Николаевича Туполева стал сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.

Условия в «шарашке» отличались от тюремных. Вот что вспоминал об этом Леонид Кербер: «Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали. Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб. После лагерей такое питание напоминало лукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округляться».

 

В шарашке Туполеву поручили заниматься «проектом 103»: созданием пикирующего бомбардировщика – знаменитого Ту-2. Здесь, в лагерных условиях, под его руководством в очередной раз создавалась история советского авиастроения. Итогом работы конструкторов в «шарашке» НКВД стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые составили основу военной авиации в годы Великой Отечественной. За проделанную работу Туполева и 20 его ближайших соратников по приказу Сталина освободили досрочно в 1941 году. За годы войны с конвейера выпустили около 800 Ту-2, 750 из которых попали на фронт. Кроме того, в воздушных схватках участвовали девять типов самолетов, спроектированных Туполевым (5 000 машин).

Источник: https://kazan.aif.ru/society/sestra_miloserdiya_i_ledokola_kazhdyy_den_tupolev_zhil_kak_posledniy

Поделиться:

Полезные ссылки