ГАСКАРОВ ФАЙЗИ АДГАМОВИЧ
21 октября исполняется 110 лет со дня рождения башкирского танцовщика, выдающегося хореографа, балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РСФСР и Башкирской АССР, лауреата Республиканской премии им. Салавата Юлаева, кавалера ордена «Знак Почета», ученика Игоря Моисеева, создателя и художественного руководителя профессионального танцевального фольклорного ансамбля Файзи Адгамовича Гаскарова.
Файзи Адгамович Гаскаров родился 21 октября 1912 года в городе Бирске Уфимской губернии.
В 1924 году Файзи Гаскаров поступает в Бирский педагогический техникум, в 1925 году становится учеником в оркестре и танцевальном ансамбле Башкирского академического театра драмы, одновременно обучается на музыкальном отделении Башкирского техникума искусств.
Следуя своей мечте стать профессиональным танцором, он едет в Москву и поступает в хореографический техникум при Большом театре СССР, учится у самого Игоря Моисеева. В 1932 году Файзи Гаскаров успешно заканчивает учебу и возвращается в Башкирию. Преподает в Башкирском театрально-художественном училище. Одновременно является балетмейстером Башкирского театра драмы и Уфимского русского драматического театра, руководит отбором одаренных детей в башкирскую группу национального отделения Ленинградского хореографического училища.
Изучая фольклорный материал, Гаскаров создал в сценических танцах новые движения, придал им новую окраску, танцы стали более четкими и выразительными. В женском танце он изучает движение рук, пластичность пальцев и кистей и добивается их гармоничного сочетания с движением корпуса, легким ходом и четкой дробью («Загида», «Семь девушек», «Старинный женский танец с ведром» и др.).
В пластику мужских движений балетмейстер внес фиксированные позы, быстрые переходы, громкую дробь. В результате активную сценическую жизнь получили традиционные башкирские танцы «Байык», «Перовский». Они составили основу для создания больших хореографических композиций «Гульназира», «Зарифа» и др.
Обогащая традиционный танец новыми элементами, усложняя композицию и технику исполнения, Гаскаров создал панорамные танцы «Огненные джигиты», «Косари», «Северные амуры». Заслугой Гаскарова является то, что башкирский танец стал понятен и доступен людям иных культур и традиций. В репертуар ансамбля, созданного Гаскаровым, вошли танцы различных народов, населяющих республику. «Русская кадриль» – на хореографическом материале, записанном в Белорецком районе. Танцы «Жених», «Танцуй мягко», «Огненные джигиты», «Эпипе» построены на татарской народной хореографии, «На скамеечке», «Горно-марийский» – на марийской, «Панульми» – на чувашской танцевальных традициях.
Поделиться: