/ Новости/ Великий просветитель

Великий просветитель

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

В 2023 году философу и богослову Зия Камали исполняется 150 лет. Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов – сын кляшевской земли, выходец из бедной крестьянской семьи, который стал выдающимся просветителем, видным общественным деятелем. Зия Камали узнаваем в исламском мире.

Зия Камали (Парваз ад-дин бин Джамал ад-дин бин Камал ад-дин) родился 9 декабря 1873 года в деревне Кляш Кара-Якуповской волости Уфимской губернии в многодетной семье бедного крестьянина. Отец Зия Камали — Ямалетдин, бывший долгие годы батраком, понимал, что у его смышленого сына будет будущее, если дать ему образование. Начальное образование Зия Камали получил в школе (мектебе) родной деревни. На свои скудные средства Ямалетдин отправил мальчика учиться в Уфу, в медресе “Усмания”. Однако отцовской помощи не хватало, и Зия Камали подрабатывал — зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых. В медресе его способности открылись еще полнее: Камали удивлял своей памятью, помнил все суры Корана, довольно сносно владел арабским языком и знаниями по исламской философии. После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке. Однако Парвазетдина Камалетдинова влекли уже новые дали образования.

В самом начале XX века в мусульманском мире Средней Азии, Кавказа, Поволжья престижным считалось получить образование в Каире. Зия Камали упорно копил деньги на учебу. В 1898 году способного преподавателя Парваз ад-дина по предложению мударриса Хайруллаха бин Усмана Уфимское мусульманское благотворительное общество направило на учебу в Стамбул. Оттуда он вскоре перевелся в Каир на философский факультет университета Аль-Азхар. Египет в то время был, как известно, колонией Британской империи. Радикальная часть мусульманского духовенства склонялась к национально-освободительному движению. Среди египетской молодежи, особенно в студенческой среде, преобладали антиколониальные идеи. Прогрессивная общественность страны считала одним из проявлений антиколониального движения просвещение масс, распространение грамотности. В такой среде провел несколько студенческих лет Зия Камали. Одним из тех, кто оказал заметное влияние на Зию Камали, по его воспоминаниям, был Мухаммад Абду — видный религиозный деятель и просветитель, один из лидеров национально-освободительного движения. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зияэтдин — Дийа ад-дин – “свет религии”), став убежденным сторонником просветительства, обновления ислама, европеизации быта мусульманских народов.

В Россию Зия Камали вернулся в 1904 году, когда в стране уже назревала революция, давшая новый импульс его взглядам. Грамотность и просветительство он считал основным путем освобождения от нищеты, гнета царизма, национального неравенства. Приехав в Уфу, Зия Камали стал преподавать в медресе “Усмания”, принимал активное участие в общественной жизни. Реформаторские идеи он пропагандировал и на страницах периодической печати, в частности, в газете “ал-Алам ал-Ислами” (“Мусульманский мир”), которая издавалась в Уфе с 1906 года (был членом редколлегии и фактическим редактором некоторых ее номеров).

В октябре 1906 года Зия Камали основал в Уфе новое медресе “Галия”, которое с помощью меценатов и передовой интеллигенции превратил в первое высшее мусульманское учебное заведение в России. В 1909 году он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети Уфы и стал официальным руководителем медресе. Зия Камали выступил организатором ежегодных образовательных курсов для окрестных мулл и учительниц начальных школ. В 1915 году под его руководством в Уфе открылось первое в нашем крае женское учебное заведение с педагогическим уклоном.

В 1909 году Зия Камали опубликовал заключительный, четвертый том своего главного труда “Философия ислама”, который вызвал большой резонанс не только в России, но и за рубежом. Затем были опубликованы два других его сочинения — “Справедливость Аллаха” (1911) и “Религиозное устроение” (1913). В них он на понятном для широкой аудитории татарском языке излагал свои идеи модернизации ислама, его использования в современной науке и культуре. Конечно, эти книги были выдержаны в духе мусульманских религиозных традиций, однако в них настойчиво и отчетливо проводились идеи обновления ислама, терпимости к другим религиям, плодотворности сотрудничества разных народов и культур. Зия Камали одним из первых осуществил перевод Корана на татарский язык, но из-за противодействия консервативного духовенства этот двухтомный труд так и не вышел в свет. Некоторые труды мыслителя — “Истинный путь Корана”, “Наши школы мектеб и медресе”, третий том “Философии Ислама”, касающийся мусульманской юриспруденции, и другие остались неопубликованными и были утеряны.

Благодаря своей научной и просветительской деятельности Зия Камали стал одним из популярных лидеров джадидистского движения (культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии, выступавшее за введение в мусульманских школах ряда светских предметов, развитие национальной культуры, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальных языках). Он подвергался острой критике, а иногда и травле со стороны ортодоксального духовенства. Были даже попытки покушения на его жизнь. В 1908 году в Министерство внутренних дел поступил донос, подписанный 12 муллами, которые сообщали о том, что подготовка революционно настроенных учителей осуществляется, в частности, в медресе “Галия” под руководством Зия Камали. В медресе и в квартире Зии Камали не раз проводились обыски, арестовывались учащиеся и учителя, в том числе, в 1909 году, и сам Зия Камали. В 1914 году 29 мулл Калмыкской волости Бирского уезда Уфимской губернии направили жалобу в Духовное собрание мусульман, обвиняя Камали в разрушении ортодоксального ислама и веры вообще, в нравственном разложении народа. Муллы требовали конфискации философских книг Зии Камали. В клерикальном журнале “Дин ва магишат”, издававшемся в Оренбурге с 1906-го по 1916 год, было напечатано 65 статей, полных злобных выпадов против медресе “Галия” и его руководителя.

Во время революций Зия Камали активно участвовал в политической жизни: был членом различных комитетов и союзов российских мусульман (в частности, Союза мусульманского духовенства, образованного в марте 1917 года в Уфе), участвовал в Первом Всероссийском съезде мусульман, прошедшем в мае 1917 года в Москве, съезде мусульманского духовенства России в Казани и других. Он выступал убежденным сторонником национального возрождения мусульман, демократизации общественной жизни страны, в том числе религиозной.

При Советской власти Зия Камали отстранился от общественно-политической деятельности. В 1923 году его избрали членом Центрального духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. На этой должности он многое сделал для сохранения духовных традиций и религиозной практики мусульман. В 20-30-е годы прошлого века Зия Камали опубликовал в периодической печати ряд статей радикально-модернистского характера . Так он пытался спасти ислам в условиях тоталитарного режима. Однако даже попытки “социализировать” исламское учение не спасли Зию Камали от новой волны репрессий. В 1936 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осужден на семь лет тюремного заключения. Скончался Зия Камали в самарской тюрьме. В 1956 году реабилитирован посмертно.

Поделиться:

Полезные ссылки