1 августа исполнилось бы 100 лет Тамаре Шагитовне Худайбердиной — одной из самых известных башкирских танцовщиц, которая внесла значимый вклад в становление национальной культуры
1 августа исполнилось бы 100 лет Тамаре Шагитовне Худайбердиной — одной из самых известных башкирских танцовщиц, которая внесла значимый вклад в становление национальной культуры.
Тамара Худайбердина родилась 1 августа в Уфе в семье видного государственного деятеля, первого председателя ЦИК Башкирской АССР Шагита Худайбердина.
Тамара училась на Башкирском отделении Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, когда началась Великая Отечественная война. Вместе с выпускниками Тамара Худайбердина в 1941 году вернулась в Уфу и в военные годы работала в Башкирском театре оперы и балета наравне с профессионалами. Всю свою жизнь она посвятила профессиональному хореографическому искусству.
Завершив учебу после войны, Тамара Худайбердина стала одной из ведущих солисток театра. Особенно удавались ей партии, где мог проявиться ее незаурядный темперамент, — Эсмеральда в одноименном балете Пуни, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева. Она была первой исполнительницей главных и ведущих партий в таких классических балетах, как «Зухра», «Шехерезада», «Журавлиная песнь», «Красный мак», «Лауренсия», «Тропою грома», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. В последний раз на родную сцену она вышла в 1964 году в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане» — это была ее любимая роль, которую она с неизменным успехом исполняла в течение двадцати лет.
Расцвет творчества Тамары Худайбердиной пришелся на 1948 — 1958 годы. В этот период она танцевала с ярким танцовщиком Владимиром Григориным, который был не только партнером по сцене, но и ее мужем и другом. Балерина яркого актерского дарования, Тамара Шагитовна великолепно воплощала на сцене глубокие и активные натуры. Эмоциональность и высокая техника сочетались в ее танце с женственностью и музыкальностью. Высокие технические возможности в области хореографии и глубокое воплощение сложных сценических образов позволили ей не только занять достойное место среди выдающихся артистов балета, но и стать одной из основательниц национальной школы хореографического искусства.
Она была известна и как талантливая исполнительница башкирских народных танцев, в ее обширный концертный репертуар входили танцы в постановке Файзи Гаскарова: «Муглифа», «У ручья», «Подарок», «Дружба».
— Народные танцы лучше Тамары никто не исполнял, — вспоминала народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. — Взгляд, движение, поворот головы — все так изящно, нежно, благородно.
Тамара Худайбердина интересовалась искусством разных народов, разучила и с блеском исполняла китайский, индийский, корейский, узбекский танцы. Очень часто ей приходилось исполнять на «бис» «Цыганский танец» из оперы Александра Даргомыжского «Русалка». Она успешно снялась в фильме-балете «Журавлиная песнь» (1959).
За десятилетия педагогической деятельности в Уфимском училище искусств (1960-1971) и на кафедре сценического искусства Уфимского государственного института искусств (с 1968 года) Тамара Шагитовна отдала много сил воспитанию молодых кадров, которые сегодня являются украшением башкирского драматического и вокального искусства. С 1993 года она являлась профессором. Была требовательным, но и добрым, понимающим педагогом.
За большой вклад в развитие национальной культуры Тамаре Худайбердиной были присвоены почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» и «Заслуженный артист Башкирской АССР». В 1953 году она стала лауреатом 4-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.
Умерла Тамара Худайбердина в апреле 1998 года и похоронена в Уфе. На доме, где она жила, установлена мемориальная доска. Статьи о ее творчестве имеются в Краткой энциклопедии «Башкортостан», 7-м томе Башкирской энциклопедии, Энциклопедии балета.
Балерина превосходного актерского дарования, Тамара Худайбердина по праву считается яркой представительницей, стоящей у истоков национального балета.
Поделиться: