14 августа исполнилось 100 лет со дня рождения замечательной балерины Зайтуны Насретдиновой.
14 августа исполнилось 100 лет со дня рождения замечательной балерины Зайтуны Насретдиновой.
Зайтуна Агзамовна Насретдинова – выдающаяся башкирская балерина, народная артистка СССР. Родилась 14 августа 1923 года в Уфе в семье железнодорожного рабочего. В 1931 – 1934 гг. училась в Уфимской школе №20, ныне это – Уфимская городская башкирская гимназия № 20 им. Ф.Мустафиной. Затем – учеба в башкирском отделении Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени хореографического училища (ныне – Академия русского балета им. А.Вагановой).
В далеком 1934 году с думой о будущем национальном музыкальном театре молодой балетмейстер Файзи Гаскаров набирал группу одаренных детей для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Среди них были и Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин, ее будущий супруг, единомышленник, творческий партнер.
В июле 1941 года Зайтуна Насретдинова стала солисткой балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого дебютировала в партии Сванильды в балете «Коппелия» Лео Делиба
За свой многолетний стаж, Зайтуна Агзамовна создала десятки ярких сценических образов.
«Журавлиная песнь», балет Льва Степанова, созданный по башкирским эпическим легендам, сделал ее знаменитой. Либретто написал сам Файзи Гаскаров и посвятил его Зайтуне Насретдиновой. Премьера состоялась 30 апреля 1944 года в Башкирском театре оперы и балета. Зайтунгуль — Зайтуна Насретдинова, Юмагуль — Халяф Сафиуллин, Арсланбай — Файзи Гаскаров и Хашим Мустаев. Вожак журавлей — Нинель Юлтыева. Во второй редакции балет стал четырехактным. Его показали на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Московские зрители удивлялись и восхищались: откуда такое мастерство? Из Ленинграда, школа Агриппины Вагановой! Многому научила артистку и совместная работа с украинскими артистами оперы и балета — их театр во время войны работал в Уфе. В 1959 году балет «Журавлиная песнь» был экранизирован на Свердловской киностудии.
В книге Сергея Синенко «Рудольф Нуриев: истоки творчества, превратности судьбы» рассказывается, какое впечатление оставил балет «Журавлиная песнь» у юного тогда Рудольфа Нуриева. Он говорил, что Зайтуна Насретдинова разбудила в нем артиста и танцовщика, называл ее своей музой. Из книги мы узнаем, что в 1954 году прима-балерина уфимского оперного театра и концертмейстер театра И. Воронина пишут ходатайство в министерство культуры БАССР с просьбой зачислить талантливого танцовщика Нуриева в хореографическое училище.
Удивительный талант, трудолюбие помогли артистке исполнить ведущие партии — Сванильды («Коппелия» Л. Делиба), Заремы («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского), Зарифы («Горная быль» А. Ключерева), Гюльнары («Шахерезада» Н. Римского-Корсакова), Раймонды («Раймонда» А. Глазунова), Франциски («Голубой Дунай» И. Штрауса), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Жизель («Жизель» А. Адана). Все партии, исполненные Насретдиновой на сцене Башкирского театра оперы и балета, трудно перечислить.
Жизнь не раз сводила ее с другими звездами искусства. В 1952 году на уфимской сцене она танцевала в «Бахчисарайском фонтане» с Галиной Улановой. В 1955 году Майя Плисецкая смотрела «Журавлиную песнь», после спектакля подошла, поздравила, оставила конфеты «Мишка на севере». С Юрием Григоровичем Насретдинова училась в одном хореографическом училище. «Он учился в младшей группе. Уже тогда известный был, из библиотеки не выходил, мы его профессором называли. В 1993 году приехал в Уфу, много работал, создал «Щелкунчика» в новой постановке», — вспоминала она.
Балету она посвятила 74 года. В 2008 году ей была вручена престижная премия «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство», и она пополнила список звездных номинантов, который открыла знаменитая Галина Уланова.
После завершения танцевальной карьеры, Зайтуна Агзамовна более 40 лет отдала педагогической деятельности. Благодаря ей многие актрисы балета обрели путевку на большую театральную сцену.
Поделиться: