Зия Камали – педагог-реформатор, исламовед, богослов, мусульманский религиозный и общественный деятель.
Сегодня, 9 ноября исполняется 150 лет со дня рождения известного просветителя, богослова, основателя знаменитого медресе «Галия» Зия Камали.
Зия Камали (Парваз ад-дин бин Джамал ад-дин бин Камал ад-дин) родился 9 декабря 1873 года в деревне Кляш Кара-Якуповской волости Уфимской губернии в многодетной семье бедного крестьянина. Отец Зия Камали — Ямалетдин, бывший долгие годы батраком, понимал, что у его смышленого сына будет будущее, если дать ему образование. Начальное образование Зия Камали получил в школе (мектебе) родной деревни. На свои скудные средства Ямалетдин отправил мальчика учиться в Уфу, в медресе “Усмания”. Однако отцовской помощи не хватало, и Зия Камали подрабатывал — зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых. В медресе его способности открылись еще полнее: Камали удивлял своей памятью, помнил все суры Корана, довольно сносно владел арабским языком и знаниями по исламской философии. После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке.
В октябре 1906 года Зия Камали основал в Уфе новое медресе “Галия”, которое с помощью меценатов и передовой интеллигенции превратил в первое высшее мусульманское учебное заведение в России, в котором учились Шайхзада Бабич, Сайфи Кудаш, Хасан Туфан. «Галия» была первым из татарских медресе, где были созданы автономные организации казахов и башкир и их рукописные журналы. В 1909 году он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети Уфы и стал официальным руководителем медресе. Зия Камали выступил организатором ежегодных образовательных курсов для окрестных мулл и учительниц начальных школ. В 1915 году под его руководством в Уфе открылось первое в нашем крае женское учебное заведение с педагогическим уклоном. Он первый в своем учебном заведении преподавал психологию, физику, биологию, астрономию.
Основные труды 3ыя Камали увидели свет в канун Первой мировой войны. В 1909-1911 годах он опубликовал фундаментальную научную работу в трех частях “Фэлсэфэи исламия” (“Философия ислама”), в которой поднял проблему обновления религиозной и общественной жизни, а также выдвинул оригинальные философские идеи. Большой резонанс в татарском обществе вызвала его книга “Дини тэдбирлэр” (“Религиозные устроения”, 1913).
В 1936 году он был арестован и осужден на семь лет тюрьмы за “панисламистскую” деятельность. Сложные бытовые условия, постоянные переезды с места на место, недоедание – все это самым отрицательным образом сказалось на здоровье пожилого человека и привело к его смерти в самарской тюрьме в 1942 году.
В 1956 году реабилитирован посмертно.
Поделиться: